8 способов игры в Мемори

Как развивать память у ребёнка? Предлагаю 8 вариантов классической игры в Мемори, которые подготовила для нас Алина Закревская в рамках проекта «Хорошая память на каждый день«.

как тренировать память ребёнка

Зачем развивать память

Хорошая память не только поможет вам запомнить имя нового знакомого или номер нужного телефона. Развитие памяти это и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Тренируя память, мы тренируем:

  • Внимание — так как чтобы запомнить, нужно сконцентрироваться, сосредоточиться, отсечь помехи, отвлекающие факторы.
  • Мышление — сама способность к запоминанию помогает мышлению. В процессе запоминания тренируется ассоциативное и наглядно-действенное мышление.
  • Воображение и творчество — чтобы запоминать на первый взгляд несвязанные факты, придумывать абстрактные ассоциации, нужно хорошее воображение. Чем больше запоминаем, тем больше упражняемся и придумывать.
  • Общее развитие — целенаправленные занятия с памятью благотворно влияют на способности детей и взрослых.

Память и ее развитие напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Чем больше ребёнок помнит, тем больше у него возможности развивать мышление, другими словами, ему есть о чём думать. Иначе мышление ограничивается только тем, что находится в зоне непосредственного восприятия. Хорошая память – верный помощник в жизни и в учебе.

А зачем запоминать, спросите вы, если информация доступна, если «Google знает все»?

Дело в том, что пока информации нет в голове — ею нельзя воспользоваться творчески. Придумать то, чего не было ранее, нельзя, если знания с «внешних носителей» не перенесены в голову. Информацию нужно переработать и усвоить, нужно, чтобы она стала «вашей».

Если человек является только потребителем информации и на большее он не претендует, тогда вполне можно обойтись и без феноменальной памяти. Можно обойтись, но зачем, если хорошая память облегчает жизнь и делает её интереснее?

«Причиной плохой памяти, того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами». Г. Лихтенберг (немецкий учёный и публицист, живший в XVIII веке).

Итак, давайте попробуем поиграть с ребёнком в самую известную игру для развития памяти — Мемори. Монтессори-педагог, ведущая тренингов и семинаров на сайте Данилова.ру, Алина Закревская предлагает 8 способов игры в Мемори.

Как развивать и тренировать память ребёнка

1. Найди такую же

Скачать мемори Ёлочки

Разложите картинки в ряд, спросите у ребёнка: что это? Чем они похожи? Учтите, что ребёнок не обязательно должен дать полный ответ. Например, он может увидеть, что все ёлочки на картинке зелёные, а вот то, что они одинакового размера — нет. Сказал — хорошо, нет — промолчите, иначе вы только запутаете ребёнка, так как в возрасте до 3 лет дети ещё не могут сравнивать размер по картинке. Если ребёнок ничего не отвечает, задавайте наводящие вопросы: «Эта ёлочка какого цвета? А эта? А эта? Тоже зелёная? Верно!»

Достаньте вторые пары картинок, предложите ребёнку найти одинаковые елки. Если он это сделал – можно играть дальше. Если ребёнок не может подобрать пары для ёлок, либо пока не понимает, чего вы от него хотите, покажите пример. Как развивать и тренировать память ребёнка

Первый ряд ёлочек лежит перед нами, остальные карточки сложите в стопку. Берём первую карточку. Кладём под карточкой первой ёлки (самая левая) и, показывая указательным пальцем сначала на верхнюю, затем на нижнюю, спрашиваем «Одинаковые?». Отвечаем на вопрос (для такого показа желательно, чтобы «одинаковая» ёлочка была последняя в ряду): «Нет, разные!». Тогда кладём карточку под вторую ёлочку слева. Опять спрашиваем, указывая на карточки: «Одинаковые ёлочки?» и отвечаем «Нет, они разные». И так далее, пока не найдем такую же. «Одинаковые?» «Да! Одинаковые!» «Кладём здесь» — и оставляем карточку под парной. Точно так же мы «проигрываем» остальные карточки.

Не нужно требовать от ребёнка, чтобы он в точности повторял ваши действия при выполнении этого задания. Ребёнок может вас внимательно выслушать, а затем разложить карточки в произвольном порядке – это не должно вас смущать. Если вы
будете повторять игру и ребёнок позволит вам ещё раз показать всю вашу демонстрацию от начала до конца или хотя бы частично – это будет здорово. Если не захочет смотреть, а будет делать по-своему и даже неправильно – это нормально, поправлять и переделывать не обязательно! А иногда даже вредно. Будьте терпеливы, раз за разом пытайтесь продемонстрировать «правильный» вариант хотя бы на примере одной карточки.

Если ребёнок потерял интерес и убежал – доиграйте сами с собой и уберите карточки на место. Поверьте, ребёнок каким-то совершенно волшебным способом впитывает всё, что вы делаете. Возможно, издалека он не до конца поймёт, услышит и запомнит все ваши слова, но то, что он убежал, а вы увлечённо продолжили заниматься – тоже «мотается на ус», и, возможно, в следующий раз ваш малыш уделит больше внимания вашей затее.

Когда ребёнок поймёт принцип и будет сразу видеть, какие одинаковые, какие разные, и ему не нужно будет подкладывать карточки друг под друга, он будет сразу видеть парные – значит, из этой игры он уже вырос! Усложнить можно увеличением количества карточек, либо усложнением изображений (чем меньше различий, тем сложнее).

2. Найди такую же по памяти

1) Положите перед ребенком две карточки с разными ёлками. Произнесите задание: «Посмотри и запомни, где какая елочка.»

2) Переверните при нем елочки картинкой вниз.

3) Возьмите парную картинку ёлки и покажите ребенку.

4) Предложите найти такую же елку среди закрытых карточек: «Где такая же елочка
спряталась? Найди?»

5) Когда ребенок правильно откроет карточку, порадуйтесь вместе. Закройте ее и
достаньте вторую карточку.

6) Предложите найти вторую елку среди закрытых карточек

7) Когда ребенок откроет вторую елку – порадуйтесь вместе.

8) Как усложнить, если ребёнок легко справляется с двумя парами карточек? Если
ребенку интересно и он не устал – увеличьте количество карточек – возьмите три
елки, четыре елки.

9) Вариант игры: поменяйтесь с ребенком ролями. Ребенок показывает вам, какую
елку найти. А вы находите ее в закрытых карточках.

Творческая разминка «Придумай елку»

Положите перед ребенком несколько квадратных листков бумаги, размером примерно 8*8 см или 10*10 см и фломастер или мелок. Предложите нарисовать свои елочки. Нарисуйте за ребенком точно такие же елки (стараясь сделать максимально похоже.) У вас получится чудесное самодельное мемори-елки. Сразу или через время поиграйте в игру «Найди такую же» вашими самодельными картинками.

Эти игры на первый взгляд очень простые. Но именно они позволят ребенку хорошенько усвоить, что же означает слово «запомни» и подготовит его к следующим, более сложным играм. Если ваш ребенок старше, но вы видите, что у него трудности с запоминанием – начните с такой простой игры.

3. Игра «Где спрятался снеговик»

Скачать мемори Снеговик

Подготовка
1. Распечатайте лист с игрой на плотной бумаге. Можно дополнительно заламинировать лист матовой пленкой. Глянцевая пленка будет бликовать и мешать ребенку сосредоточиться на игре. Перед вами восемь пар снеговиков.
2. Разрежьте картинки.

Для детей от 2,5 лет. Чем старше ребенок, тем большее количество снеговиков вы
одновременно предлагаете:
 2,5 года – 2, 3 или 4 пары
 3,5 года – 3, 4 или 5 пар
 4,5 года – 4, 5 или 6 пар
 5,5 и старше от 5-ти до 8-ми пар снеговиков

Как развивать и тренировать память ребёнка

Сегодня к игре с карточками мы добавим движение и пространственное восприятие.
1) Игровое поле – это целая комната. Для начала возьмите две пары снеговиков (или большее количество, в зависимости от возраста ребенка)

2) Двух снеговиков спрячьте где-то в комнате, на некотором расстоянии друг от друга.
При этом ребёнок видит, какого снеговика куда вы прячете. Смысл игры в том, чтобы
ребёнок, удерживая внимание, запоминал, что и куда спрятано. Чем больше карточек,
тем сложнее это сделать. Например, одного снеговика спрячьте под столом, другого под подушкой на диване.

3) Сами станьте где-то в третьем месте.

4) Позовите ребенка и покажите ему одного из снеговиков.

Попросите: «Принеси, пожалуйста, такого же снеговика». «А теперь вот такого!» «Здорово! Спасибо!» Теперь поменяйтесь ролями.

Практика показывает, что эта короткая, веселая энергичная игра очень нравится детям от 2,5 до 7-8 лет. Усложнять эту игру можно добавляя парные картинки. И, обязательно играйте, как партнеры. Вначале вы прячете снеговиков, а ребенок ищет. Потом – наоборот.

4. «Найди пару» игра в открытую

Скачать мемори Снежинки

Эта игра призвана сосредоточить внимание ребенка на снежинках. Напрямую она не связана с развитием памяти. Но косвенно связана, и даже очень! Про эти связи подробно будет рассказано на семинаре «Хорошая память на каждый день». А сейчас – просто поиграйте.
1) Выложите перед ребенком некоторое количество снежинок.
Напоминаю, что количество снежинок зависит от возраста и опыта ребенка!
2) Положите под снежинками веревочку или линейку.

3) Под линией выложите парные снежинки, в другом порядке.

4) Предложите ребенку подобрать одинаковые снежинки и положить их рядом. Первую снежинку можете положить самостоятельно, показывая пример.

Эта игра поможет ребенку рассмотреть снежинки, понять, чем они отличаются, и настроиться на следующую игру.

5. «Найди пару» игра в закрытую

1) Положите перед ребенком несколько карточек.
2) Произнесите задание: «Посмотри и запомни, где какая снежинка лежит». Как развивать и тренировать память ребёнка
3) Переверните снежинки картинкой вниз (ребёнок смотрит).
4) Положите под перевернутыми картинками стопочку парных снежинок, картинками
вниз.

5) Ребенок открывает верхнюю карточку.
6) Вспоминает, где же такая снежинка находилась в верхнем ряду. Открывает её.

7) Кладет открытую снежинку из нижней стопочки вверх.

Если вы играете с количеством пар карточек от двух до пяти, то партнерская игра – это
просто игра по очереди. Сначала пары подбирает один игрок, затем карточки перемешиваются и пары подбирает другой игрок.

Если вы играете с количеством пар карточек шесть и больше, то интереснее открывать
карты по очереди: одну карту открывает ребёнок, одну карту – взрослый. По вашему желанию вы можете выбирать любой вариант игры вне зависимости от количества парных карточек.

Пробуйте, играйте, наслаждайтесь!

Во второй части статьи я продолжу рассказывать о зимних вариантах игры в мемори, а также делиться ссылками на замечательные распечатки. А тех, кто хочет научиться развивать и тренировать память ребёнка, приглашаю в проект Алины Закревской «Хорошая память на каждый день«, который стартует 23 января!

рассказать друзьям и получить подарок

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Оставить отзыв