Игры на развитие мышления: «большой» и «маленький»

Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня мы говорим про игры на развитие мышления, а конкретно — изучаем понятия «большой» и «маленький».

Для малыша в 1-1,5 года каждое новое понятие лучше вводить так, чтобы он мог прочувствовать его, что называется, всем телом. То есть, если большой, то не просто показываем, а ощущаем, какой большой, и точно также маленький. Давайте посмотрим на примерах.

1. Большой мяч — маленький мячик.

Берём фитбол, кладем ребёнка животом вниз на мяч и при этом говорим: «Смотри, какой большой!». Я обычно ещё и голосом выделяю: «большой» говорю басом, а «маленький» тоненьким голоском. Итак, катаем малыша на фитболе. О том, как заниматься на фитболе с ребёнком, я писала в предыдущих статьях.  После этого берём маленький теннисный мячик или любой гораздо меньшего размера, так, чтобы помещался в ладошку и говорим: «А этот маленький!». Стимулируйте малыша, чтобы он трогал мячики, хорошо будет, если они разные по текстуре. Вы даже можете сказать, что они разные, чтобы ребёнок учился понимать это слово.

То же самое можно сделать с подушкой: пусть ребёнок ляжет на большую подушку всем телом, а вы в это время повторяете несколько раз: «Большая подушка!», а потом возьмите маленькую диванную, дайте ему потрогать, сравнить свои ощущения. Повторите, что подушка маленькая.

2. Был маленький, стал большой (и наоборот!).

Это упражнение очень хорошо проводить с пластилином: лепим две одинаковые фигурки, только разного размера, а потом из маленькой делаем большую (добавляем пластилин и лепим большую), а из большой — маленькую. Обязательно спрашивайте сначала, где какая фигурка, а если ребёнок не показывает, называйте сами. Нужно, чтобы эти понятия закрепились в его пассивном словаре, а уже потом ребёнок будет использовать их сам.

Игры на развитие мышления

Ещё один вариант этой игры — матрёшки! Была большая, а стала маленькая! «Где большая матрёшка? Нет! Стала маленькой!». Матрёшки можно потрогать, это очень важно. Правда, у нас с Дашей нет матрёшек, и вместо них мы используем разноцветные пластиковые вкладыши — отличная альтернатива! Пирамидки — тоже отличный способ изучать понятия «большой» и «маленький». Мы делали так: большому мишке большая пирамидка, а маленькому — маленькая. Потом сажали мишек друг напротив друга и угощали: большого из большой чашки, маленького соответственно. Очень кстати здесь будет сказка «Три медведя» — как раз то, что надо! Возвращаясь к нашим мишкам, мы ещё строили им берлоги: большую и маленькую.

3. Где большой? Где маленький? Это какой?

Когда вы понимаете, что ребёнок усвоил эти понятия, можно приступать к закреплению. Мы с Дашей это делали буквально со всем, что видели: где большая машина (фура), где маленькая? Автобус большой? А трамвай? А твоя машинка маленькая? Это кружка большая? и т.д. Одежда (мамина и дочкина), транспорт, предметы вокруг, книжки — обсуждайте всё, что видите. Потом я сделала Даше геометрические фигуры одного цвета (большие и маленькие), и просила её найти большой красный круг, большой синий квадрат, маленький красный круг и т.д. Закрепляем ещё и цвета и формы!

Игры на развитие мышления большой и маленький вкладыши

Ещё одна наша любимая игра, развивающая мышление — это прятать божьих коровок под тарелочками. На простом листе А4 я нарисовала божьих коровок разного размера, а Даша их с удовольствием «прячет», накрывая поочерёдно пластиковыми тарелочками нужного размера. На этих же букашках мы отрабатываем понятие «самый большой» и «самый маленький».

 

Игры на развитие мышления большой и маленький

 

Хочу заметить ещё раз, что оба понятия мы выделяем и голосом, и специальный жестом: для большого — говорим басом и поднимаем вверх руки, для маленького — пищим и подносим пальчики к глазкам (я так показывала «маленький» двумя пальцами, а Даша просто тычет пальчиком в глазик себе). Постепенно ребёнок запомнит эти понятия и потом начнёт использовать их сам. Например, сейчас моя дочка, увидев трамвай или фуру, поднимает вверх руки и говорит басом «у-у» — и, конечно, я понимаю, что она имеет в виду!

Очень рекомендую пройти он-лайн Школу годовасиков, в которую мы с Дашей пошли в 1 год и 3 месяца. Там собрано огромное количество игр, заданий и идей для развития ребёнка от 1 года до 2 лет.

А как вы обыгрываете понятия «большой» и «маленький»? Поделитесь своими идеями в комментариях!

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Оставить отзыв