Как физкультура помогает музыке

музыкальное развитие ребёнкаЧто общего между физическим развитием ребёнка и его музыкальными способностями? Как бег, прыжки, ползание и лазание способствует музыкальному развитию ребёнка? О чём должны помнить родители, желающие отдать ребёнка в музыкальную школу? Об этом и многом другом нам рассказала Ирина Леонидовна Корнеева, региональный представитель Педагогического общества К.Орфа, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин высшей категории Детской центральной хоровой школы при Самарском академическим театре оперы и балета, педагог музыкальных занятий с малышами в Семейном центре «Оберег».

5 января 2015 года в филиале Семейного клуба «Оберег» прошла встреча для родителей, посвящённая музыкальному развитию ребёнка. Мне посчастливилось туда попасть, потому что я совсем недавно задалась вопросом музыкального развития своей 2-летней дочки, и соседка — учитель музыки — порекомендовала мне обратиться к Ирине Корнеевой. Атмосфера на встрече была очень дружелюбная и располагающая, видно было, что собрались единомышленники, люди ищущие и небезразличные. Большинство из них состоит в Педагогическом обществе К. Орфа, но были и просто мамы, которые ищут ответы на вопросы о музыкальном воспитании ребёнка раннего возраста.

Ирина Леонидовна рассказала немного о своей деятельности и о том, как она пришла к работе с дошкольниками, какие проблемы стоят сейчас перед педагогами, которые обучают музыке малышей. Удивительно, но слушая её, я поняла, что эти же проблемы стоят и передо мной как преподавателем английского языка для дошкольников (но, как говорится,  это уже другая история). Вот несколько вопросов, которые Ирина Корнеева осветила на семинаре.

С какого возраста лучше начинать заниматься музыкой?

Вопрос, который непременно задаёт себе каждый родитель, решающий заняться музыкальным воспитанием своего ребёнка. Во сколько отдавать ребёнка в музыкальную школу? В 7 лет? В 5? А, может, в 2 года начать учить его играть на скрипке? (в книжке про Судзуки ведь так написано!).

Ирина Корнеева неоднозначно отвечает на этот вопрос. На самом деле с ребёнком можно заниматься музыкой и в 7, и в 5, и в 2 года. Другое дело, что последствия от таких занятий будут разными. И результаты этих занятий тоже будут несопоставимы. И если начать заниматься с 2-летним малышом музыкой в том смысле, в каком мы привыкли это понимать (то есть именно заниматься, а не играть, открывать новое и с удовольствием знакомиться), то есть большая вероятность того, что «прозанимавшись» музыкой 5 лет, то есть до первого класса, ребёнок ни за что не согласится идти в музыкальную школу. Всё, он уже сыт этой музыкой, ему уже не интересно. Или же мы начинаем «играть в музыку» с 5-6 лет. Тогда к 1-му классу у ребёнка не угаснет интерес к занятиям, и он с удовольствием продолжит обучение уже в музыкальной школе. При одном условии: до этого времени все занятия музыкой проводятся в виде игры, без принуждения и понукания, без осуждения и порицания за невыполненное домашнее задание. А чаще бывает наоборот: вроде бы начал педагог заниматься с дошколёнком, вроде и игры, и что-то интересненькое придумывает, а нет-нет да и проскальзывает «не крутись, сиди смирно, слушай», а потом и вовсе преподаватель «съезжает» на школьную программу. Потому что так легче, привычней, а ещё потому что в муз училищах и педуниверситетах не учат как заниматься музыкой с детьми младше 7, и тем более 5 лет.

Что же делать? Ирина Корнеева убеждена, что есть разные варианты и исходить нужно из потребностей и возможностей самого ребёнка. До 4 лет музыкой заниматься только с мамой, осваивая ритм, знакомясь с разной музыкой, но в тесном контакте с самым близким человеком. В 4-5 можно начинать заниматься уже с преподавателем, так как кризис 3-х лет уже позади и к этому моменту у ребёнка уже появляются какие-то музыкальные предпочтения. В 6-7 лет ребёнка можно отдавать в музыкальную школу на подготовительное отделение, но только при условии, что он готов к игре на инструменте ФИЗИЧЕСКИ. И здесь возникает второй вопрос:

Что нужно для игры на музыкальном инструменте?

музыкальное развитие ребёнка

Есть 4 критерия, по которым можно определить, готов ли ребёнок к игре на музыкальном инструменте.

1. Ребёнок должен быть здоров.

Это значит, что он должен уметь стоять ровно на 2 ногах с опорой на ступни, ровно, с правильной осанкой, сидеть, быть хорошо скоординированным, иметь чувство ритма. Казалось бы, чего проще, сидеть умеет, стоять тоже — значит ли это, что можно сажать за фортепиано? Оказывается, не всё так просто, и когда ребёнок приходит на занятия, выясняется, что элементарно стоять ровно на двух ногах ребёнку сложно, а когда дело доходит до игры на инструменте, ребёнок настолько зажат так, что игра совсем не получается.

В основе этой проблемы — не развитая, или плохо развитая, крупная моторика. Да-да, именно так. Это значит, в более раннем возрасте ребёнок попросту не допрыгал, не добегал, не так часто катался на велосипеде и лазил по деревьям и турникам. Крупная моторика первична, от неё зависит, насколько хорошо ребёнок сможет управлять своим телом, руками и в конечном итоге, кистями и пальцами. Удивительно, но при подготовке к игре на инструменте, работа пальцев активизируется в последнюю очередь!

Как развивать крупную моторику? Я на своём блоге писала об этом, в частности в статье «Физическое развитие ребёнка на прогулке». Если говорить о непосредственной связи физического и музыкального развития, Ирина Корнеева рекомендует двигаться под музыку, а вообще-то начинать с танцев с предметами. Развивать крупную моторику помогает танец с предметами без какой-либо конкретной задачи. Пусть ребёнок просто танцует под музыку, взяв в руки ленточки, или платочек, или мяч. Ребёнок живёт в процессе, ему важно само действие, и в это время он сам себя выстраивает в пространстве. И именно в этом процессе идёт очень важное формирование музыкальных способностей.

2. Ребёнок должен чувствовать ритм.

Второй критерий готовности ребёнка к игре на музыкальном инструменте — это нормально развитое чувство ритма. Основа чувства ритма есть у ребенка с рождения (формируется еще до рождения, когда появляется ощущение биения сердца матери). У здорового ребёнка нормальное чувство ритма. А вот если с ритмом не всё в порядке, это может быть связано с какими-то неврологическими или психологическими проблемами. Как видите, это опять физиология ребёнка. И здесь на помощь, как ни странно, приходит коррекционная педагогика. Ирина Корнеева рассказала нам о телесно-ориентированном терапевте Елене Максимовой, которая доказывает необходимость тактильного контакта ребенка с мамой для  его полноценного развития. В частности, такой контакт создает предпосылки для развития чувства ритма. музыкальное развитие ребёнкаНа музыкальных занятиях с малышами важны ритмичные движения, покачивания под музыку,  игра в «лошадки», которые выполняются на коленях у мамы под ритмичную музыку, очень хорошо использовать для этих целей казачьи песни и любые песни о лошадях и конях. И неспроста: когда ребёнок чувствует под собой крупное тело (подобное лошади), он воспринимает ритм всеми мышцами. Ритм должен быть в теле, и это тоже формирование музыкальных способностей.

По поводу мелкой моторики, о которой так модно сейчас говорить. Та же Е. Максимова предостерегает нас от воздействия на пальцы ребёнка до 3-4 лет. «Не трогайте пальцы! До этого возраста — только ладошки!». На этом моменте Ирина сделала короткий перерыв и показала нам пример массажа ладошками — и объяснила, почему маленьким деткам необходим именно такой массаж.

3. Чтобы овладеть нотной грамотой, ребёнок должен уметь читать в принципе.

По поводу необходимости учить малыша нотам есть шикарная статья самой Ирины Корнеевой «Путь к неслышанию или как дилетанты развивают музыкальный слух». Отсылаю вас к ней, так как там исчерпывающе и очень эмоционально описана проблема обучения, в том числе раннего, музыке во всяких клубах и посредством так называемой «музыки для детей».

Что касается непосредственно умения читать, в том числе и ноты, необходимо помнить о том, что процесс чтения как распознавания закодированной информации, включает в себя много разных умений: умение сопоставлять и различать символы, хорошую память, умение видеть за символом значение. Ирина Леонидовна обратила наше внимание, что при обучении ребёнка нотной грамоте, важнее не выучить ноты, а научить ребёнка понимать графику мелодии: когда она движется вверх, когда вниз, когда последовательно по нотам, а когда через одну. Особую сложность представляют случаи, когда ноты, записанные слева направо, передают мелодию «наоборот», и на фортепиано, например,  движения рук будут в обратном направлении! Здесь ключевым является понимание ребёнком пространства в принципе, и мы опять возвращаемся к физическому развитию ребёнка: ощущение и восприятие пространства формируется у малышей в период, когда они начинают садиться и активно ползать! Именно поэтому Ирина Корнеева — противник обучения нотам малышей до 6-7 лет, когда умение читать сформировано далеко не у всех деток и не окончательно. Вместо этого она рекомендует направить усилия родителей и преподавателей на развитие у ребёнка музыкального слуха. Но об этом читайте в статье «Путь к неслышанию или как дилетанты развивают музыкальный слух». Также я могу порекомендовать вам свою статью «Что такое физический интеллект», где подробно рассказывается, как взаимосвязаны физическое и интеллектуальное развитие.

4. Ребёнок должен любить музыку и хотеть ей заниматься.

Этот пункт, пожалуй, зависит не от готовности ребёнка заниматься музыкой, а от умения педагога заниматься с дошкольником. Мы уже говорили об этом вначале: если педагог не умеет «играть в музыку», если он с малышом 4-5 лет будет заниматься «как положено», это чревато тем, что к первому классу, когда он мог бы поступить в музыкальную школу и продолжить своё обучение, ребёнок будет либо уже ненавидеть музыку, либо просто наотрез откажется ей заниматься.

Как же привить детям любовь к музыке?

музыкальное развитие ребёнка
В этом вопросе Ирина сделала акцент на общение мамы с грудничком, когда ребёнок воспринимает мир через эмоциональное состояние мамы, когда он считывает только невербальную речь и интонацию. Именно поэтому любовь к музыке передаётся через совместное с мамой пение, слушание, тактильный контакт и т.д. Но только это обязательно должна быть светлая, радостная, лёгкая музыка, и не в коем случае не оперная или другая сложная классическая музыка, несущая в себе взрослые эмоции, тоску, переживания и тревогу. Ребёнок просто не в состоянии эти эмоции осознать и понять. Поэтому Ирина Корнеева рекомендует слушать с детками фольклор и танцевальную музыку (например, марши, польки, вальсы Й. Штрауса), музыку эпохи барокко (например, «Времена года» А. Вивальди), причём начинать именно с фольклора, потому что это самая близкая и понятная ребёнку музыка. Что я и воплотила буквально на следующий день, посетив концерт для малышей в детской филармонии в Самаре. Но об этом уже скоро другая статья.

А сейчас я хочу закончить таким выводом: музыкальное развитие ребёнка невозможно без физического. Музыка в раннем возрасте оказывает огромное влияние на развитие ребёнка, но это процесс настолько многогранный и сложный, что нельзя слепо поддаваться модным веяниям и испытывать на своём малыше всё, что порекомендовала соседка или прочитали в Интернете. А я для себя решила, что мне нужно очень много ещё узнать и о музыкальном воспитании, и об орф-подходе, и о работе с дошкольниками в целом. Я благодарна Ирине Корнеевой и администрации клуба «Оберег» за такую замечательную и важную встречу! 16 января мы с Дарюшкой идём на музыкальное занятие «Малыш, мама и музыка». Как оно пройдёт, я обязательно напишу, следите за обновлениями!

Вам могут также понравиться статьи:

Орф-педагогика и раннее развитие ребёнка

Зачем учить ребёнка музыке?

Что такое физический интеллект?

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Оставить отзыв