Кубики — развивающая игра всех времён

Как играть с кубиками, наверное, знает любая мама. Тем не менее, мне бы хотелось поделиться с вами парой идей о том, как играть с кубиками и, возможно, вы тоже убедитесь, что кубики — это поистине развивающая игра всех времён!

kak_igrat_s_kubikami

1-1,5 года

Строим башню из кубиков наперегонки

Сначала малыш, конечно, не сможет ничего построить, даже просто положить кубик на кубик для него будет сложно. Зато он с удовольствием будет смотреть, как башню строит мама, а потом с упоением её разрушать! Для маленького ребёнка это настоящее чудо: вот только что была башня и нету! А если вы будете строить и разрушать наперегонки, эта игра доставит ребёнку море радости и смеха. Совсем скоро ваш малыш научится сначала ставить один кубик на другой, потом два, и в один прекрасный момент позовёт вас, чтобы с гордостью продемонстрировать своё сооружение — самостоятельно построенную башню.

Собираем поезд из кубиков

Если строить башню горизонтально, получится поезд! На каждый кубик-вагон сажаем зверюшек и едем. Буквально недавно мы с Дашей в очередной раз собирали такой поезд, и она сама рассаживала всех зверей, смотрела, где кубик пустой, где ещё есть место так, чтобы туда поместилась фигурка «пассажира» и сама ставила. Это отличная игра на развитие аналитического мышления!

Вариацией этой игры у нас стало строительство пьедестала. Однажды Даша поставила кубик на два кубика и в этот момент ей в поле зрения попала фигурка зебры. Она её схватила, и водрузила на верхний кубик прямо как золотого призёра Олимпиады. А потом и серебряный с бронзовыми нашлись. И вот она так и переставляла их туда-сюда с одного кубика на другой. И так, пока она анализировала, какая фигурка на какой кубик уместится и как их вообще расставить, я спокойно сделала ещё дюжину домашних дел.

Строим из кубиков дом, ворота, стену, трон

Из кубиков можно строить, конечно, не только башни, но и всякие другие сооружения. Обязательно добавляйте сюжетную игру: здесь живёт мишка, вот он смотрит в окошко, а вот к нему пришла собачка, она зашла в дверь и т.д. Так вы развиваете не только фантазию малыша, но и его пассивный словарный запас.

Очень здорово воспринимаются инсценировки сказок. Мы брали самую строительную сказку «Теремок». Не важно, что персонажи не такие, как в сказке, главное — совместное проживание игры с ребёнком и радость от общения друг с другом.

Сказка про кубик

Ещё один вариант, как играть с кубиками — это сделать сам кубик персонажем сказки. Жил-был Кубик, и был у него друг Мячик. Они очень дружили, хотя были такие разные! Не трудно догадаться, что таким образом мы можем отработать с ребёнком понятия формы, размера, цвета и всего, что захотите.

1,5-2 года

Картинки из кубиков

После 1,5 лет можно начать предлагать деткам собирать картинку из кубиков. Хотя этот процесс тоже проходит в несколько этапов. Сначала ребёнок учится находить и соотносить часть и целое. Моя Даша, например, обожает маленькие кубики с картинками животных, уже без ошибки показывает, где курочка — по крылышку, где лошадка — по гриве. На вопрос «Это кто?» тоже даёт правильный ответ, правда пока не словами, а звуко-обозначениями  (кошка — «кы-кы», рыбка — беззвучно шлёпает губами). Только когда ребёнок научился соотносить часть и целое, он переходит на следующий этап и может сложить из двух-трёх частей картинку. Обязательно хвалите малыша за каждую, пусть даже незначительную победу и ни в коем случае не ругайте. Он познаёт мир, и сейчас важен не результат, а сам процесс. Разделите с вашим ребёнком счастье открытий!kak-igrat-s-kubikami

2-3 года

Кубики Б.П. Никитина

Кубики Никитина — развивающая игра, которая никогда не надоест! Игра называется «Кубики для всех» и учит анализировать, сравнивать, развивает пространственное мышление, внимание, память. Задания предлагается выполнять по нарастанию сложности: сначала ребёнок учится повторять такую же модель, как на рисунке, а потом уже собирать свои собственные узоры. Все кубики окрашены в 4 цвета, каждая грань в какой-то 1 цвет, и при этом нет ни одного одинакового кубика!

«Уникуб»

Это ещё одна уникальная игра, разработанная Б.П. Никитиным. Здесь я хочу привести цитату, потому что лучше автора, думаю, об этом никто не скажет.

И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков «Уникуба» модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший — лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачами, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и постигла неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, «неприступная» задача будет решена. Правда, трудно ждать, когда малыш сам найдет решение, но наберитесь терпения… и обязательно похвалите ребенка за успех. И помните — иногда подсказка взрослого равносильна обиде.

Кубики для детей от 3 до 7 лет

Кубики Зайцева

Кубики Н.А. Зайцева — уникальная методика обучения детей чтению. На самом деле не только чтению, но ещё и счёту, и иностранному языку… Когда я впервые услышала про кубики Зайцева, я была просто в восторге. Я тогда ещё училась в педагогическом университете, и мы писали работу то ли по психологии, то ли по педагогике. В общем, мне сразу понравилась идея обучения детей чтению по кубикам. Суть в том, что каждый кубики соответствует определённому «складу» языка. Разные склады обозначаются разными кубиками: звонкие — металлическими, глухие — деревянными, твёрдые — большими, мягкие — маленькими.

Опять же не обойдусь без цитаты:

Одна двухлетняя девочка, только что познакомившаяся с кубиками, вдруг начала их раскладывать. Закончив работу, подвела итог: Эти звенят, а эти стучат. На столе лежали отдельными группами золотые, железные и деревянные.

Задайте группе трёхлеток вопрос: Что звонче, железо или дерево? Услышите дружный ответ: Железо! Если дать детям кубики потрясти, а потом спросить, что в них лежит, уверенно скажут: В этих железки, в этих деревяшки. Хоть и не видели, а знают. Уверенности ещё и цвет кубиков придаёт. Он, разумеется, не случаен: специально под золото, железо и дерево подобран (золотые более нежные звуки издают).

Кубики можно и по-другому разделить: попросить ребят на один стол большие снести, а на другой маленькие. В так называемых твёрдых и мягких ничего твёрдого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.

МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М произносятся с большим объёмом резонатора (челюсть опущена, язык отведён назад и вниз), а МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперёд и вверх).

Два тона в русской речи: низкий и высокий. Чем твёрже (с большим объёмом резонатора) произносим твёрдые и чем мягче (с меньшим объёмом) мягкие, тем отчётливее, различимее наша речь.

Гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие — категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далёкие от науки определения и пояснения (из современных школьных учебников).

Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твёрдые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения?

Войдите в положение ребёнка: буквочки маленькие, чёрненькие, друг на друга похожи, да ещё вон скольких пород да видов с научными названиями: не просто бэ, как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом ещё и твёрдая. Но может и мягкой быть (белка). И глухой (юбка, гриб). И ещё фонемой (б или б’). Кого такое не отпугнёт?

Учение без мучения
А что у нас?

Золотые кубики — для гласных.

Железные и деревянные (большие и маленькие) — для согласных и их сочетаний с гласными, твёрдым и мягким знаком.

Железные — для звонких, деревянные — для глухих.

Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.

Увидеть можно, потрогать, потрясти. Если дети собирают, день ото дня быстрее, из кубиков слова вроде КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА, МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА, МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т. п., естественно предположить, что они действуют осознанно, разыскивают кубики по приметам. Четырёхлетки начинают это делать на третьем-пятом занятии, первоклассники уже на первом-втором. Термины потом прицепим.

 

Как видите, кубики — действительно развивающая игра вех времён. Я уверена, что если правильно их использовать, не навязывая ребёнку своё видение игры, а просто дав ему возможность играть, фантазировать, совершать действия с ними, кубики будут надёжным помощником и отличным учителем для вашего ребёнка долгие годы.

А как вы играете с кубиками? Поделитесь в комментариях!

 

рассказать друзьям и получить подарок

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

1 комментарий к записи “Кубики — развивающая игра всех времён”

  1. Роберт:

    А мы в детстве играли в железный конструктор с дырочками

Оставить отзыв