О финансовом воспитании детей

Приветствую вас, дорогие читатели! Недавно я опубликовала на блоге рассказ о том, как моя 6-летняя дочь заработала свои первые деньги и реализовала мечту. Вот статья. История постепенно приобретает известность. Её уже выложили на сайте Самарика в разделе «Талантливые дети», а сегодня я получила комментарий консультанта по финансовому воспитанию детей и руководителя проекта «Детям о деньгах» Натальи Мустафаевой. Спешу поделиться с вами!

дети и деньги финансовое воспитание детей

Марина, добрый день!
С удовольствием прочитала Ваш пост.

Мне видится Ваш подход к финансовому воспитанию дочери достаточно осознанным. Прекрасно, что Вы обсудили с дочкой причину, почему не готовы купить ей симку – в семье есть бюджет, он планируется заранее и данные расходы не были запланированы в текущем периоде. Передача модели грамотного финансового поведения очень важна.

Если я правильно поняла, Вы изначально рассматривали ситуацию с покупкой сим-карты как обучающую. Это отличный опыт для ребенка.
Умение искать и находить возможности, в том числе заработка для реализации своей цели –навык, который дети 6-7 лет вполне способны начать осваивать с помощью родителей.

По желанию, можно было развернуть ситуацию в сторону: стоимость покупки (цена симки) – разовая трата, и стоимость владения, в данном случае обслуживания – постоянные ежемесячные расходы. Соответственно, нужно придумать не только, как заработать деньги на покупку симки, но и за счет каких средств будет покрываться ежемесячное обслуживание. Возможно, Вы так и сделали.

Т.к. 6 лет – это начало активного периода как в финансовом воспитании, когда ребенок по своему развитию готов принимать решения и с помощью родителей оценивать последствия своих решений, я бы все-таки рекомендовала начать давать дочке карманные деньги, путь и небольшие суммы. В карманных деньгах важно постоянство получения ребенком этих денег (в определенный день и определенную сумму). Это обучающий инструмент, который поможет ребенку на практике научится принимать решения, как распорядиться деньгами, стабильность выдачи денег поможет ребенку научиться планировать бюджет, планировать накопления на свою цель и т.д. Когда мы не даем ребенку регулярно карманные деньги, а даем, например, под какую-то цель (на конкретную покупку), то нет как такового самостоятельного решения ребенка. Опыт с зарабатываем очень приветствуется, но скорее всего ребенку в 6 лет он не обеспечит стабильной и постоянного поступления средств для обучения навыкам распоряжения своими деньгами.

Единственное, что меня несколько смутило в данное ситуации – это «оправдание» неисполнения договоренностей со стороны Вашей знакомой. Если я правильно поняла, по факту, были устные договоренности по оплате. Знакомая данные договоренности по какой-то причине проигнорировала. Данные действия «оправдали» испытательным сроком, хотя, вероятно, для себя мы понимаем, что условия по испытательному сроку согласовываются заранее обеими сторонами. Как бы мы к этому не относились, но мы закладываем у детей определенные убеждения, в соответствии с которыми они, скорее всего будут действовать во взрослой жизни (если данные убеждения в детстве им постоянно транслируются). Судя по описанию, в этой ситуации были протранслированы ребенку как минимум следующие убеждения: не выполнять договоренности – это нормально; не платить за работу по своему усмотрению без согласия «работника» – это нормально; «требовать» заработанные деньги – это стыдно. Частично, это уже про границы, как мы позволяем с собой поступать, как не позволяем.

Такие ситуации случаются. И если мы относимся к ним как к обучающим, как к опыту ребенка, то мы либо «обеспечиваем» положительный опыт для закрепления способа действия, либо обсуждаем ситуацию «как есть», и с ребенком решаем, работает он дальше с этой знакомой или нет (родитель поддерживаем и советует, ребенок решает).

Спасибо Вам, что занимаетесь финансовым воспитанием своей дочки. Что делитесь своим опытом. Он 100% положительный. 

Надеюсь, мой комментарий был Вам полезен.

При необходимости, готова ответить на любые вопросы.

Наталья Мустафаева закончила Международную академию бизнеса и управления в Москве, кафедра Финансы и кредит, и сейчас руководит проектом по финансовому воспитанию детей «Детям о деньгах». Этот проект призван помочь родителям вырастить финансово грамотных детей, способных правильно распоряжаться деньгами и реализовывать свои мечты. Буду знакомиться с ним поближе, чего и вам желаю!

А вы как думаете, нужно ребёнку давать финансовую грамотность? Что вы делаете в этом плане? Делитесь в комментариях!

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *