Орф-педагогика и раннее развитие ребёнка

Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня поговорим о том, что такое орф-педагогика и как она помогает в раннем развитии ребёнка.

орф-педагогика и раннее развитие ребёнка

Из истории развития орф-педагогики

Орф-педагогикой называется особый подход к обучению детей музыке, а точнее к музыкальному развитию детей раннего возраста. Этот подход носит имя своего основателя — немецкого музыканта и композитора Карла Орфа.

В 20-е годы прошлого века, когда Европу захлестнула мода на танец, гимнастику и спорт, Карл Орф преподавал в школе музыки и танцев для молодых девушек. Эта школа стала для него настоящей экспериментальной площадкой, где он мог реализовывать идеи нового музыкального воспитания молодёжи, основанной не на мелодии, а на ритме. Орф-педагогика и раннее развитие ребёнкаИменно поэтому основными инструментами на занятиях стали ударные, которые дополнялись ксилофонами, блокфлейтами, гитарой и лютней. Ученикам была дана свобода импровизации, акцент делался больше не на заучивание образцов, а на создание собственной музыки.

В конце 1930-х гг. Орф отошёл от занятий, занятый написанием своей кантаты «Кармина Бурана». Потом началась война, а после войны Германия была подавлена разрухой, культурным кризисом и общемировым позором. И всё-таки в это сложное для страны время нашлись люди, которые были обеспокоены воспитанием и музыкальным развитием детей. Карл Орф был приглашён на радио для записи серии передач о музыке для детей. С этого момента орф-подход начал стремительно распространяться по всей стране.

Что такое орф-подход

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего подхода.

В своей 5-томной работе «Орф Шульверк — музыка для детей» композитор обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам.

В каждом томе есть песни и танцы, ритмо-мелодические упражнения, речевые декламации и инструментальные пьесы, которые должны взаимодополнять друг друга. К ним прилагаются также небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес и информация о национальной принадлежности танцевально-песенного и поэтического материала. Обучение происходит в определенной последовательности, установленной Орфом.

Орф-педагогика и ранее развитие ребёнкаЗаписанные пьесы тем не менее нельзя рассматривать как произведения искусства, предназначенные для концертного исполнения. Это модели для музицирования и изучения стиля элементарной импровизации, “игра в музыку”, которая готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению на годы вперед.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. “Обучение в действии” — так можно определить одну из главных идей Шульверка. Ребенка приглашают в Шульверк не как гостя, а как соавтора и создателя своего собственного музыкального мира.

Орф-подход (часто называется Орф-Шульверк)– это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.

Орф-педагогика на занятиях с детьми раннего возраста

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец — это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.

Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Орф-педагогика и ранее развитие ребёнкаРитм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке   2) на языках других культур 3) на выдуманном языке

Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

Орф-инструменты

Барабаны и ударные инструменты.  Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.

Орф-педагогика и ранее развитие ребёнкаКсилофоны. Это — необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты (bodypercussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки  – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.

Как организуются орф-уроки

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами  предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.Орф-педагогика и ранее развитие ребёнка

Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-урок — магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.

Орф-педагогика и раннее развитие детей

Давайте подведём итог, чем же так хорош орф-подход и что он даёт для раннего развития ребёнка.

1) орф-подход имеет в своей основе элементарную музыку, понятную детям с самого раннего возраста, и поэтому помогающую развиваться дальше

2) орф-подход основан на игре, на импровизации, а значит даёт возможность ребёнку свободного творчества, выражения себя, одновременно учит фантазировать

3) орф-урок построен на сочетании ритма, речи и движения, что играет ключевую роль в развитии речи ребёнка

4) орф-занятия помогают развивать и укреплять руки (плечо — барабан, локоть — ксилофон, кисть — фортепиано)

5) орф-подход помогает развивать в ребёнке эстетический вкус, образное мышление, чувство ритма, времени, пространства, учит работать в группе

Источник: http://sdetmi.livejournal.com/9909.html — Музыка с детьми. Музыкальные инструменты

 

Вам также могут понравиться статьи:

Зачем учить ребёнка музыке?

Как я развивала речь у Даши

Как физкультура помогает музыке

Марафон «Супермама: развивай разумно». Мои впечатления

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Оставить отзыв