Песочные сказки для детей и родителей

Песочная терапия набирает всё большую популярность. Как использовать магию песка, чтобы ребёнок раскрылся? Как помочь детям решить психологические проблемы в помощью песочных сказок? Рассказывает Елена Каминская — практикующий психолог, песочный терапевт, ведущая семинара Песочные сказки

песочная терапия

Пример из практики. Ныне успешный отец, которого в детстве дразнили «ботаном», учит своего сына драться, проявлять агрессию, не плакать и терпеть боль. Мальчик резок и активен в общении со сверстниками – он дает сдачи, даже если его нечаянно задели, он бьет всех (ведь папа учил защищать себя), много говорит, старается привлечь к себе внимание одноклассников и учителя. У мамы мальчика другая пpoблeмa: она очень хорошая, прилежная, послушная и ответственная, отличница, умница, добрая, уважительная, за все время учебы не получила ни одного замечания…

Представьте каково ей каждый день слышать замечания от учителя о поведении сына – это же она, такая хорошая, оказывается плохая мать. Это же не только сына ругают, это ей говорят, что она плохая… Мама добрая, она не бьет, она, по часу-полтора, беседует с сыном о поведении, о том, как ей стыдно за то, что сын плохо себя ведет.

А мальчик… Мальчик смотрит в потолок, вертит головой, иногда его взгляд куда-то «улетает», и мама повторяет свой монолог сначала. А еще мальчик строит в песочнице МИР: «Маленькую обезьяну окружили паук, крокодил и синий двуглавый дракон. Они по очереди засыпают обезьянку песком. Из песка торчат уши и глаза, рот засыпан (можно смотреть и слушать, говорить нельзя). Паук издает монотонные звуки, крокодил рычит, дракон шипит. Обезьянка пытается убежать. Нападает на мелких существ, расставленных вокруг, толкает их».
Мама мальчика наблюдает за игрой, она уже знает, что в песочнице в форме игр и образов, ребенок отображает то, что у «него болит». «Это он нас так чувствует?» – одними губами проговаривает она.

«Как сейчас обезьянке?», – спрашиваю я у мальчика. «Тяжело», – слышу ответ.

Мама, наблюдая за игрой ребенка в песке, смогла увидеть его реальные проблемы, тревоги, чувства.

Потом мы вместе втроем играем, проигрываем чувства и находим решения; «пробуем по-новому взаимодействовать с пауками, крокодилами и драконами». Потом, эти опробованные в игре на «песочном листе», способы коммуникации мальчик сможет перенести в реальную жизнь.

Всегда ли мы знаем и понимаем, что чувствует ребенок в результате наших усилий сделать его счастливым уверенным и успешным? Видим мы нашего ребенка (его чувства и тревоги) или проецируем на него свои детские или взрослые переживания?

Для взрослых наблюдение за игрой ребенка в домашней песочнице – это возможность услышать своего ребенка, узнать, понять его, познакомиться с его детским символическим миром. Один символ, один образ может выразить больше чем тысяча слов. Фигуры, сцены, игры на «песочном листе» могут передать эмоции и чувства, которые трудно маленькому человеку выразить словами. Используя символику игры, взрослый может помочь малышу найти решения для его маленьких, детских, но таких важных проблем.

По сути песочная терапия – игра. Эта игра помогает детям учиться строить взаимоотношения с внешним миром, познавать и выражать свои чувства.

В ходе игры в песок невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Технология «sandplay» (игра в песок) не требует каких-либо особых умений как, например, рисование. Такого понятия, как «хорошая», «правильная» композиция на песке нет.

В ходе создания мира на песке ребенок чувствует себя волшебником: он может смело все менять, ломать старое и строить новое. А мама может понять, что если в «песочном королевстве» все спокойно, то и на душе ребенка гармония и покой.

 

Если вы хотите использовать игру в песочнице — этот уникальный способ общения с миром и самим собой, чтобы стать ближе к своему ребёнку, увидеть его вопросы и помочь их решить, приглашаем вас на ceминap «Песочные сказки».

Ведущая «Песочных сказок» песочный терапевт и практический психолог Елена Каминская.

На ceминapе под руководством ведущей вы:

  • создадите домашнюю песочницу;
  • научитесь использовать её в качестве «карманного» диагноста;
  • наблюдая за манипуляциями и игрой с песком вам будет легко прочувствовать, что волнует ребенка;
  • сможете помогать ребёнку избавиться от внутреннего напряжения, обыграть сложные ситуации;
  • повысить уверенность ребёнка в себе очень мягко и быстро.

Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному «Я», восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира и детям, и взрослым.

Другие статьи по теме «песочная терапия»:

  1. Игры с песком: развивают, обучают, освобождают
  2. Мифы о раннем развитии ребёнка
  3. Игры на пляже для детей разного возраста

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

2 комментария к записи “Песочные сказки для детей и родителей”

  1. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «

  2. Спасибо за полезную и интересную информацию.

Оставить отзыв