Почему ребёнок молчит?

Приветствую всех читателей блога! Сегодня я хочу рассмотреть проблему «неговорящих» детей и разобраться, почему ребёнок молчит и какие есть причины неправильного развития речи.

почему ребёнок молчит

Причины задержки речи, или почему ребёнок молчит

Логопеды выделяют несколько причин задержки речи. Это касается, прежде всего, детей от 2 до 3 лет.

Заболевания центральной нервной системы

Нередко отставание в развитии речи может быть результатом повреждения центральной нервной системы. На нее могут оказывать неблагоприятное влияние различные факторы, действующие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни.

При такого рода отставании в развитии речи необходимы консультация и лечение у детского невропатолога или психоневролога. Именно врач в процессе беседы с родителями и при обследовании малыша определит причины и характер отставания в развитии. Сочетание логопедической помощи и лечения, назначенного врачом, поможет сделать обучение ребенка наиболее эффективным, позволит максимально помочь ребенку в развитии речи и подготовит его к дальнейшему обучению.

 

Повторяет отдельные слова, но сам не говорит

Ребёнок, который уже умеет называть предметы, может надолго остаться на этом уровне, просто обозначая словом знакомые предметы. Это происходит тогда, когда слово произносится под влиянием взрослого, а при общении речь заменяется жестами или возгласами. Отсутствие речи нервирует ребенка, он становится капризным, а поскольку окружающие часто его не понимают, выражает свое недовольство плачем и криком.

Если ребёнок начал очень рано испытывать потребность в использовании речи, а родители ограничили общение только называнием знакомых предметов, ребёнок начинает предпочитать занятия, не требующие контакта с людьми, самостоятельные игры. Стремление к общению со взрослыми проявляется, когда требуется повторить названия знакомых предметов.

В таком случае психическое развитие ребёнка шло нормально, но если родители мало разговаривали с ребёнком, мало использовали глаголы, мало читали, это резко снизило его общую активность.

Что советуют специалисты, чтобы ребёнок начал говорить, а не просто повторять отдельные слова:

  1. Включить в предметные действия активное использование речи, то есть перейти от простого называния предметов к коротким фразам, связанным между собой: «Катя — кукла», «Катя любит порядок», «Она стирает белье», «Как она стирает?», «Что она делает?» При этом в простом сюжете называются все действия.
  2. Нужно организовать сотрудничество по типу «Давай вместе…», например, играя с кубиками, с матрешками, сопровождать свои действия короткой фразой, уточнять у ребенка названия действий, качеств, привлечь его к простым ответам на вопросы.
  3. Как можно больше говорить с ребенком фразовой, но простой по содержанию речью, читать простые сказки, короткие стихотворения, создавая, таким образом, необходимую развивающую речевую среду.

 

Задержка речи на стадии эмоционального общения

Общение такого ребенка со взрослыми сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле оказывается лишним, потому что и так все понятно. Дети часто чрезмерно опекаемы, любое их желание предупреждается, сразу выполняется. Трудности у такого ребенка выражаются даже на уровне понимания отдельных слов: малыш то понимает слово, то нет.

Мне довелось наблюдать такое общение, когда мы с младшей дочерью попали в больницу. В нашей палате лежали папа с девочкой 2,5 лет. Всё их общение сводилось к тому, что папа включал ей мультики утром и выключал вечером, а когда она тянулась к его телефону, он говорил: «Нельзя» или «Я же сказал, нельзя!». При этом они очень мило обнимались, девочка засыпала у папы на руках и была при этом совершенно не капризна. Она просто молчала.

Для исправления этого положения и появления первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие, ситуативно-деловое общение, — советуют логопеды.

Обилие игрушек может стать причиной задержки речи

У детей, которые буквально завалены игрушками, причинами задержки развития речи могут стать ориентация на предметный мир, на игрушки, отсутствие интереса к сотрудничеству. Такие дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции, издавая при этом радостные звуки, проявляют двигательную активность. Ребенок, общаясь с предметами, видит взрослых, но не нуждается в сотрудничестве.

Специалисты по развитию речи рекомендуют родителям не давать ребёнку как можно больше игрушек, а сделать игрушку предметом сотрудничества. Она предназначена для того, чтобы малыш понял ее назначение. Ребёнок, который стремится к сотрудничеству, принесет игрушку родителям, чтобы вместе с ними поиграть. Однако взрослые не всегда расположены к таким контактам. Для этого необходимо найти время. Нужно установить с малышом эмоциональный контакт, приободрить его, внимательно посмотреть ему в глаза, поиграть с ним в младенческие игры (типа «Сорока-ворона»), и на фоне восстановленного эмоционального общения поиграть с ним вместе с куклой. Кукла как бы заменяет человека. Играя с ней, ребенок может пожалеть ее, покормить, лечить, водить в гости, то есть придать действиям «человеческий» характер. Такого малыша нужно вовлекать в совместные игры со сверстниками.

Также полезны игры с имитацией. Взрослый в присутствии малыша имитирует голоса разных животных (коровы, собаки, кошки), показывая этих животных. Заразившись общей обстановкой взаимодействия, малыш может повторить слова вслед за взрослым.

Можно показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотреть вместе иллюстрации, а затем убрать книгу на видное место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием необычайным и праздничным. Постепенно ребенок сможет принять участие абсолютно во всех «взрослых занятиях», станет соучастником всех дел взрослых. Вместе можно читать, говорить, смотреть, играть, трудиться — осваивать мир людей и только потом — предметов.

Итак, логопеды выделяют несколько причин, почему ребёнок молчит: заболевания цнс, отсутствие активного использования речи родителями, замещаемое простым называнием предметов, чрезмерное эмоциональное общение, при котором родители понимают ребёнка, в буквальном смысле, без слов, а также обилие игрушек, приводящее к снижению сотрудничества между ребёнком и родителем.

Вам также могут быть интересны статьи по теме «развитие речи»:

  1. Развитие речи ребёнка
  2. Что делать, чтобы ребёнок заговорил?
  3. Изучаем осень с детьми: развитие речи

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *