Подготовка руки ребёнка к письму

Приветствую вас, дорогие читатели блога! Сегодня поговорим на такую важную тему, как подготовка руки ребёнка к письму. В этой статье вы найдёте рекомендации, упражнения, а также интересные и полезные материалы для скачивания.

Скачать книгу «Волшебные клетки и точки для девочек»

Подготовка руки ребёнка к письму

Своевременная подготовка руки ребёнка к письму — залог того, что он сможет не только хорошо справляться с нагрузкой в школе, но и у него будет хорошо развиваться речь и интеллект. Развитием мелкой моторики необходимо начинать заниматься с самого раннего возраста. В своих статьях я неоднократно говорила о необходимости игр на развитие мелкой моторики. Конечно, всё это происходит в комплексе, ведь во время игры решается сразу несколько задач.

Как подготовить руку дошкольника к письму

Сегодня я хочу сделать больше акцент на развитие не малышей, а дошкольников старше 5 лет. Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, для начала важно определить степень сформированности графического навыка. Для этого можно провести небольшой тест: положите перед ребёнком лист бумаги в клеточку, где изображена последовательность однотипных фигур: две большие — две маленькие и т.д. Ребёнку нужно продолжить «узор» до конца строчки. Оценка результатов проходит по 6 параметрам:

1. Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.

2. Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

3. Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

4. Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

5. Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) – 1, значительное – 0.

6. Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.

Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Для развития графического навыка следует использовать:

• графический диктант;
• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
• рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
• выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
 

Рассмотрим более подробно эти виды упражнений.

Графические диктанты

Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:

1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.

4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.

5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.

6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.

7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.

8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.

9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.

10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.

Рисование линий

Прямые дорожки

Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

Фигурные дорожки

– Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

– Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Рисование

По точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

По контурам

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

По клеточкам

• На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят по заданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.

Выполнение штриховок

Штриховки с различным направлением движения руки

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

Силуэтные штриховки

Ребенка просят скопировать рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.

Копирование узоров

Детям предлагается внимательно проанализировать и скопировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их. После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.

И напоследок предлагаю вам скачать книгу с огромным количеством заданий для подготовки руки ребёнка к письму.

Скачать книгу «Волшебные клетки и точки для девочек»

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *