Школа годовасиков. Математика для малышей

Приветствую вас, дорогие читатели блога! Я продолжаю рассказывать о наших с Дашей занятиях в «Школе годовасика» на сайте Лены Даниловой. В прошлый раз мы изучали транспорт, а сегодня поговорим про математику для малышей.

Математика для малышей

Математика для малышей от 1 до 2 лет: развиваем логическое мышление

Игры на развитие логики предполагают различного рода сортировку: поцвету, по размеру, по форме. К 1,5 годам ребёнок должен освоить эти основные критерии для сравнения. Сортировать можно всё, что угодно, играя с сортером или просто раскладывая вещи в ходе какой-нибудь сюжетно-ролевой игры. Например, когда мы изучали понятия «большой-маленький», мы брали большого и маленького мишек, строили им домики — большой и маленький, — а потом угощали их кашкой из двух тарелочек, разных по размеру. Более подробно про тему «Большой и маленький» читайте в этой статье.

 

Сортировка по цвету происходит по такому же принципу: например, мы с Дашей в последнее время стали раскладывать мои английские карточки по цветам. У меня есть набор флеш-карточек для деток из серии «Magic English Disney», и Даша с удовольствием выбирает из них, где красные, синие, оранжевые и зелёные. Заодно и с английскими словами знакомимся попутно 🙂

Сортировку по форме лучше всего проводить с конструктором, опять же только в игре: жил-был на свете грузовик, кузов у него был квадратный и поэтому он обожал всё квадратное! Или мы ещё любим играть в поезд: в один вагон кладём только мячики, а в другой — только кубики, а когда поезд погружен, Даша с удовольствием возит его по квартире! Кстати, поезд этот сделан из простых коробок из-под обуви с протянутой верёвочкой.

Изучаем понятия «один-много»

Развитие логического мышления предполагает умение ребёнка 1, 5 лет различать понятия «один-много». Для этого постоянно сравниваем одинаковые предметы: вот у зайки одна морковка, а у лисы — много! Мишка пошёл гулять по лесу, нашёл много грибочков и дал один зайке и т.д. Сюжеты придумывайте по ходу игры и наблюдайте, что нравится вашему малышу. Например, моя Даша обожает, когда к ней прилетает Сова (игрушка на руку) и они вместе начинают рисовать. И, конечно, у Совы в лапках один фломастер, а у Даши — много!

Отличные идеи для изучения понятия «один-много» мы взяли из нашей любимой «Школы годовасиков«. Например, делали лес. Это задание стало отличным упражнением для развития и мелкой моторики, и воображения.

Математика для малышей

Математика для малышей

Математика для малышей

Математика для малышей

Математика для малышей

 

Ещё одна отличная идея, как можно в творчестве отработать понятия «один-много», это сделать аппликацию из пайеток. Мы с Дашей пока не делали, всё руки не доходят купить пайетки, мы делали нечто подобное из пуговиц, но это совсем не то… Вот несколько примеров:

Математика для малышей в творчестве

Математика для малышей в творчестве

Математика для малышей в творчестве

Математика для малышей в творчестве

 

Понятия «пара», «парный», «одинаковый».

Берём идентичные предметы, которые имеют один общий признак. У нас с Дашей это были детские вешалки из Икеи, по паре каждого цвета. Даша с удовольствием носила мне эти вешалки, когда мы вместе разбирали шкаф, а потом я просто взяла две голубого цвета и сказала — «Одинаковые», потом взяла две оранжевые — одинаковые. Потом взяла зелёную и попросила дать мне такую же, чтобы они были одинаковые. Даша быстро это усвоила, а потом и сама мне стала протягивать две вешалки одного цвета и называет: «Одиякывые».

Отличную идею для отработки понятия «пара» я подсмотрела на педагогическом сайте. Эту игру можно сделать с парными картинками, а можно разрезать одну картинку на две части, чтобы ребёнок искал и собирал целую. Мы с Дашей очень любим книжку на пружинке «Найди пару». Математика для малышейХотя, надо сказать, что эта книжка не совсем правильная, так как ребёнок может соединять в пару абсолютно разные вещи, а мне не хочется указывать ей, что должно быть именно так, как мы, взрослые, привыкли думать. Ведь если для нас парой будет «трактор» и «прицеп», то для ребёнка парой к трактору абсолютно нормально может стать кисточка или рыбка. Я думаю, эта книжка лучше пригодится нам в более старшем возрасте, когда можно будет уже объяснять, то есть задействовать логическое мышление — как, почему это может быть парой (например, кисточкой можно нарисовать трактор) и ребёнок будет учиться видеть новые связи в обычных вещах (да и мы заодно :)).

Ещё одной прекрасной игрой на поиск пары является «Лото». С помощью этой игры можно учить с ребёнком любые темы. Вот как можно сделать математическое лото своими руками.

Шаг 1. Возьмите одинаковые крышки от пластиковых бутылок, наклейте на них цифры от 1 до 10 (можно и до 5 для начала), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и геометрические тела (цилиндр, пирамида и т.д.).

Математические игры для малышей

 

Математические игры для малышей

Шаг 2. Сделайте карточки, на которые нанесите такие же фигуры и цифры в произвольном порядке. На поле карточек можно оставлять пустые клеточки, чтобы не сильно загружать память малыша.

Шаг 3. Положите крышки в мешочек, а карточки пусть выбирает малыш (или если деток несколько, можно устроить соревнование: кто быстрее закроет все клеточки правильно). Принцип игры прост: нужно вытянуть из мешочка крышечку и положить её на правильную клеточку на поле карточки.

 

Математика для малышей от 1 до 2 лет: учим счёт

Конечно же, математика немыслима без счёта. Счёт мы начали вводить где-то с 1,5 лет. Сначала 1,2,3, потом посмотрели мультик про Паровозик Шонни и стали считать до 10. Но надо признаться, что в этом возрасте счёт детки запоминают неосознанно. То есть, я имею в виду, что если Даша считает до 10 в неполные 2 года, то это не значит, что она умеет считать, а просто она запомнила последовательность слов — всё равно, как стишок. То же самое я наблюдаю у деток постарше на английском языке: многие дети запоминают счёт как считалочку, а употреблять потом отдельные числительные не могут. Поэтому я не думаю, что сейчас, в возрасте от 1 до 2 лет, необходимо, чтобы ребёнок считал до 10. Вполне достаточно, чтобы умел считать до 3, потому до 5. Именно считать, то есть если перед ним 2 предмета, он и говорит, два, а если 3 — значит три.

Чтобы малыш освоил счёт, надо просто считать с ним всё подряд: на прогулке машины (сколько стоит, сколько красных и т.д.), деток на площадке, велосипеды и т.д. Дома — считаем ложки к обеду, фигурки от сортера (в любой сюжетно-ролевой игре), юбочки и маечки, карандаши, игрушки — всё, что угодно. И, конечно, считаем пальчики, совмещая обучение счёту и пальчиковую гимнастику.

Игры для обучения счёту от 1 до 5

Игра «Хрюша угощает»

Посмотрите, сколько друзей пришло к Хрюше на праздник. У всех гостей разный аппетит. Помогите Хрюше разложить угощение в тарелки в нужном количестве. Количество угощения должно соответствовать цифре, указанной над каждой тарелкой. Смотри не обидь гостей! Посчитай правильно.

Игра «Собери букет»

Сколько на полянке расцвело цветов. Какие они все красивые. Давайте соберем из них букеты и оставим в вазы. Но будьте внимательны! Количество цветов должно соответствовать цифре указанной на вазе.

Игра «Накорми рыбок»

Сегодня у нас с тобой будет необычная рыбалка! Мы будем ловить рыбок и искать для них корм.

Берём магнитную игру «Рыбалка», вылавливаем рыбок, на которых написаны цифры от 1 до 5. После этого ищем количество «корма», которое соответствует цифре. В качестве корма можно взять пуговицы, бусинки и любые другие мелкие предметы или крупу. Только смотрите, чтобы ребёнок не потянул мелкие предметы в рот!!!

Игра «Яблоки созрели»

Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам. Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки. Попросите малыша собрать урожай вместе с игрушками: пусть мишка соберёт два яблочка, зайка — три, а маленький котёнок — всего одно!

Математические игры для малышей

Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые. Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

Флеш-игра «Рафик и его друзья»

Скачать игру можно тут.

 

Пожалуй на этом я закончу. Математика для малышей — это настолько обширная тема, что её невозможно охватить в одной статье. Так что следите за новыми выпусками, я обязательно буду делиться с вами нашими с Дашей успехами и новыми, интересными идеями!

Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям! А также подписывайтесь на новости блога!

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 комментарии к “Школа годовасиков. Математика для малышей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *